войти через Google+ войти через VK
Степан
5335 0
Степан Осипович Макаров (27 декабря 1848 (8 января 1849), Николаев — 31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Погиб во время русско-японской войны.

Биография

Родился в семье морского офицера — штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова (1813-78), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера. В Николаеве сохранился дом, где родился Макаров (современный адрес: улица Адмирала Макарова, 4). Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре (1865).

Во время русско-турецкой войны одним[2] из первых в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно «Интибах»[3]. Во время Ахал-текинской экспедиции (1880—1881) занимался организацией снабжения водным путём из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный вариант братания у георгиевских кавалеров).

Командовал пароходом «Тамань» (1881-1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886—1889), на котором совершил кругосветное плавание. Занимался океанографическими исследованиями. В 1880 г. награждён Малой золотой медалью Русского географического общества[4]. (Золотую медаль того же общества он получит 15 лет спустя).

В 1892-97 гг. Макаров жил в Петербурге в лицевом доме на Моховой, 7. В 1891-94 гг. исполнял должность главного инспектора морской артиллерии. С 1894 г. младший флагман Практической эскадры Балтийского моря. Командующий эскадрой в Средиземном море (1894—1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток. Командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896—98).

Один из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Руководитель комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.

Главный командир Кронштадтского порта и губернатор Кронштадта (с 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904). В этом качестве составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 года.

После начала русско-японской войны назначен 1 (14) февраля 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. Согласно статье «Гайдамак» в Военной энциклопедии Сытина тело адмирала Макарова было принято на борт крейсера, однако, эта информация нигде более не подтверждается и в другом, более позднем томе этого же издания говорится, что «От М. осталось одно пальто». Японский поэт Исикава Такубоку откликнулся на известие о гибели Макарова следующими строками.

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит.

В 2006 г. китайскими водолазами, обследовавшими погибшие корабли в гавани Порт-Артура были найдены останки 6 тел, на одном из которых были частично сохраненные адмиральские знаки различия. Останки были переданы китайским властям, которые захоронили их в братской могиле, на месте укреплений Литеры Б, но так как экспертиза по идентификации останков не проводилась, имя адмирала остаётся неизвестным.

Научные достижения

Степан Макаров внёс значительный вклад в развитие русской океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надёжных батометров. Не менее, а скорее и более важной его разработкой была теория непотопляемости корабля. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину.

На посту главного инспектора морской артиллерии Макаров изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10—16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность.

Макаров внес множество предложений по совершенствованию флота, буквально заваливая рапортами военно-морское министерство и руководство флотом. Его кипучая деятельность имела весьма противоречивые результаты, в том числе и негативные. Например, он разработал учение о непотопляемости корабля. Но первые построенные по его проектам корабли с магистральной осушительной трубой оказались очень опасны, так, флагманский броненосец "Гангут" в 1897 году затонул на рейде Кронштадта на виду у всей эскадры. Именно во время, когда он был главным инспектором морской артиллерии на вооружение были приняты пушки системы Кане. Были приняты без испытаний орудий и станков, без стрельб. При том, что одновременно предлагались и другие пушки, в частности, пушки Армстронга, которые внесли львиную долю в победу японского флота над русским. И даже неважно, что превалировало в скоропалительном выборе пушек Кане - коррупция или преступное легкомыслие. Плюс наложилось решение, принятое уже под персональным давлением Макарова о переходе на облегченные снаряды. Идея была привлекательна — снаряды легче, дешевле в производстве, занимают меньше места в трюме, несколько меньше изнашивают ствол при большей начальной скорости. На эти две ошибки наложилось решение о применении взрывателей замедленного действия, а также решение о повышении влажности пироксилина, взрывчатого вещества русских снарядов, уступавшего по мощи японской шимозе. Влажность повышали из опасения самодетонации снарядов в тропических условиях. Эти решения принимались после ухода Макарова с поста главного инспектора в процессе подготовки к войне с Японией. В результате получилось, что русские корабли стреляли бесполезными болванками. В случае попадания в японский корабль бронебойный снаряд пробивал его насквозь, не взрываясь и нанося минимальный ущерб. Именно ошибки в подготовке артиллерии, а не что-то иное явились основной причиной поражения на море. Причём ошибки таились в величине вносимых изменений. Например, что мешало испытать пушки и выявить слабость станков при испытаниях, а не в бою, когда попытки стрельбы на большие дистанции приводили к поломкам механизмов наведения? Что касается снарядов...

Когда русские моряки в качестве пленных поднимались на борт японских кораблей, то они утешались своей меткой стрельбой - они видели многие пушки с разрушенными или оторванными стволами. Но они были неправы - это не были попадания русских снарядов: "быстрые" взрыватели и "сухая" шимоза часто приводили в взрывам японских снарядов в канале ствола. Но в отличие от русского флота для японцев это не было проблемой - после каждого боя корабли заходили в порт и меняли поврежденные стволы на новые производства Армстронга. Для России это было проблемой - производительности Обуховского завода еле хватало на комплектацию новых кораблей, из-за чего к первой мировой войне русский флот подошел с изношенной артиллерией из-за интенсивной боевой учебы, а старые корабли оказались неперевооруженными. А высокоэффективные новые снаряды оказались почти такими же опасными, как и японские - крейсер "Паллада" после попадания немецкой торпеды, а "Императрица Мария" и вовсе на рейде погибли из-за детонации собственных артиллерийских погребов. Такую же судьбу имел и флагман японского флота "Микаса", правда, катастрофа с ним случилась уже после войны.

С.О.Макаров активно пропагандировал идею "безбронного судна", считая, что многочисленное вооружение, в т.ч. торпедное, а также высокая скорость важнее, чем броня. Он ратовал за открытое размещение орудий на верхней палубе, считая, что вес защиты лучше употребить на дополнительные пушки. А также считал, что, чем строить крейсер в 12 тысяч тонн, лучше послать в океан 4 крейсера по 3000 тонн. Все эти его идеи были опровергнуты войной.

Во время обсуждения проекта броненосного крейсера "Россия" он возражал против продления броневого пояса до оконечностей подобно первому крейсеру серии "Рюрик". Однако во время боя 1 августа 1904 года полностью бронированные с артиллерией, расположенной в броневых казематах и за броневыми щитами крейсера "Россия" и "Громобой" успешно выдержали бой с превосходящими силами отряда адмирала Камимура. А "Рюрик" с неполным бронированием и открыто расположенной артиллерией с разбитым приводом руля в незащищенной корме, разбитыми орудиями и убитыми артиллеристами мог только героически погибнуть. Уцелеть в жестоком бою ему не дали шансов ошибки в выработке концепции архитектуры революционного для своего времени корабля. То же самое можно сказать и о крейсере "Варяг". Помимо невысокой надежности механизмов американской постройки и низкого уровня подготовки команды именно открытое расположение орудий стало причиной фиаско этого корабля в бое при Чемульпо.

Что же касается русских крейсеров водоизмещением 3000 тонн, то они в этой войне не имели сколь-нибудь существенного значения. "Эльсвикские" крейсера японского флота совместно с миноносцами в основном выполняли функции добивания поврежденных русских кораблей. В случае боеконтакта с броненосными русскими крейсерами они скорее всего были обречены.


Память о Макарове

Имя Макарова носят город в Сахалинской области, котловина Макарова, несколько улиц в различных городах России, в в том числе в Архангельске (первом морском порту России)ы, а также три военно-морских вуза:

- Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге;
- Национальный университет кораблестроения в Николаеве;
- Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке.

В июне 1913 г. в Кронштадте открыт воздвигнутый на добровольные пожертвования памятник С. О. Макарову с надписью на постаменте: «Помни войну!».
Другие памятники установлены в Николаеве и Владивостоке, в Смоленске — бюст (автор Фишман П. А.), в селе Янракыннот Чукотского АО — обелиск.

Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров». Ещё 15 апреля 1908 г. был поднят флаг на крейсере «Адмирал Макаров». В 1921 г. в честь С.О. Макарова был переименован ледокол «Лейтенант Шмидт».

В 1984 г. на киностудии «Леннаучфильм» был снят научно-популярный фильм «Адмирал Макаров» (режиссёр — В. Гуркаленко, операторы В. Петров, В. Ильин, В. Смирнов). Фильм неоднократно демонстрировался по центральному телевидению.
Чтобы добавить комментарий необходимо